схема асинхронного двигателя с фазным ротором

Большие пусковые токи двигателей создают скачки напряжения в электросети. Возможность избежать этого переключением асинхронного двигателя со звезды на треугольник я описывал. Есть еще способ снижения пускового тока — асинхронный двигатель с фазным ротором. Преимущества такого способа весьма ощутимы:

  1. пусковой момент почти не снижается;
  2. довольно плавная регулировка скорости вращения ротора;
  3. возможность торможения противотоком (изменение вращения ротора в противоположную сторону — реверс) без последствий для статора;
  4. возможность динамического торможения (об этом читайте ниже).

Из минусов я бы назвал громоздкость электрооборудования и повышенная сложность обслуживания. Схема асинхронного двигателя с фазным ротором значительно сложнее схемы асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Асинхронный двигатель с фазным ротором широко применяется в грузоподъемной технике (мостовые, козловые, башенные краны).
Обмотки фазного ротора соединены в звезду, и через токосъемные кольца с графитовыми или медно-графитовыми щетками к обмоткам подключаются сопротивления номиналом ниже 1 Ом (десятые и сотые доли). Так как в фазном роторе наводится ток, превосходящий статорный, сопротивления очень большого сечения. Сделанные из нихрома, они собираются секциями в ящике, размером больше самого двигателя. Подключается от 3 до 5 ступеней разгона двигателя.
При пуске работает вся батарея сопротивлений. Постепенно закорачивая части сопротивлений силовыми контактами пускателей, командоконтроллеров или контакторов, повышают скорость вращения ротора. В схемах асинхронного двигателя с фазным ротором я преднамеренно исключил многие элементы управления, чтобы не отвлекали от описания работы фазного ротора и сопротивлений.
р01
На легких мостовых кранах сопротивления переключаются непосредственно силовыми контактами командоконтроллера (Рис.1). Сначала включаются в работу все сопротивления, двигатель работает на малой скорости, затем закорачивается верхняя часть сопротивлений, и поэтапно выводится из работы вся батарея, обеспечивая максимальную скорость вращения ротора. Крановщик может включить самую высокую скорость, мгновенно проходя все ступени разгона.
На башенном кране такая вольность чревата. Плавность разгона там регулирует реле времени.
Помню, на башенном кране сгорела катушка реле, а начальство требует срочно разгрузить машины на стройке. Пришлось идти на преступление — закорачивать контакты реле времени. Жуткое зрелище, скажу вам, когда под тяжелым грузом дергало и раскачивало башню крана!
13
Разберем примерную схему асинхронного двигателя с фазным ротором (Рис.2). Не обращая внимания на статорные цепи, вкратце разберем работу фазного ротора.
В нейтральном положении контроллера включено реле времени РУ1, остальные катушки обесточены.
На первой ступени пуска контактом контроллера включается контактор подъема или спуска (КМП или КМС), ротор вращается на минимальных оборотах при полном сопротивлении. Замыкается цепь реле РУ2. С задержкой времени включается нормально разомкнутый контакт РУ2, обеспечивая цепь включения контактора КУ1.
На второй ступени пуска  следующим контактом контроллера включается контактор КУ1, контакты которого выводят часть сопротивлений из работы. Скорость вращения увеличивается. В это время вспомогательный контакт включенного контактора КУ1 разрывает цепь реле времени РУ1. Нормально замкнутый контакт реле РУ1 возвращается с задержкой в исходное положение — цепь катушки КУ2 готова к работе.
Третья ступень контроллера включает контактор КУ2, и выходит из работы еще одна часть сопротивлений. Вспомогательный контакт КУ2 отключает катушку реле времени РУ2, нормально разомкнутый контакт РУ2 без помощи контроллера с задержкой включает катушку контактора КУ3. Все сопротивления закорочены, двигатель работает на максимальных оборотах.
Режим динамического торможения асинхронного двигателя основан на совместной работе фазного ротора, блока сопротивлений и трехфазного выпрямителя. Разберем саму суть динамического торможения с самовозбуждением. Если разбираться основательно во всех схемах режима, понадобится целая заумная статья, что для начинающего электрика будет сложновато.
Торможение асинхронного двигателя с фазным ротором можно осуществить подачей на статор постоянного тока. Если постоянный ток получить через выпрямитель из питающей линии и подать на статор, получится динамическое торможение с подпиткой. Режим с самовозбуждением не использует внешнюю подпитку.
Известно, что при снятии напряжения со статора в «железе» остается остаточное магнитное поле. Это явление и используется в нашей простенькой схеме (Рис.3).
dt
Ротор, вращаясь в остаточном магнитном поле, вырабатывает трехфазный переменный ток, который выпрямляется трехфазным диодным мостом. Полученное таким образом постоянное напряжение через контакты контактора КД подается на обмотки статора.
Динамическое торможение эффективно применяется на башенных кранах в режиме опускания груза. Двигатель в этом режиме расторможен, и груз раскручивает лебедку. Ротор вырабатывает переменный ток, который, выпрямляясь диодным мостом, притормаживает двигатель. Если груз ускоряется, ток увеличивается, создавая большее торможение. Груз приостанавливается, ток уменьшается, торможение ослабевает. Получается что-то вроде отрицательной обратной связи (знаете электронику?). Плавность посадки груза самого высокого уровня. Единственное, что плохо, — груз должен быть не легким. Легкий груз может не разогнать лебедку.

схема асинхронного двигателя с фазным ротором: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam protection by WP Captcha-Free