принципиальная электросхема

Навык чтения электросхем приобретается на школьной скамье, когда на уроках физики к батарейке подключалась лампочка с рубильником. Какой бы сложной ни была принципиальная электросхема, все равно ее легко разделить на множество тех школьных чертежей.
Любая замкнутая электрическая цепь подразумевает наличие источника питания, будь то аккумулятор, трансформатор или… много разных источников. Всех их объединяет разность потенциалов между полюсами, заставляющая заряженные частицы бежать по проводнику от одного полюса к другому, встречая преграды на пути в облике электропотребителей.
В законы электричества вдаваться не будем, но в статье давайте условимся, что заряженные частицы всегда движутся от плюса к минусу, от одной фазы к другой или к нулю, как вода в трубе. Так в выше приведенном примере, по нашему условию, электроны бегут от положительного потенциала батареи к лампочке, рубильнику и завершают путь на «минусе». Электроны совершают работу, зажигая светильник. Собственно, для чего и собиралась электросхема.
Взяв за основу эту азбуку, попробуем разобрать уже настоящую принципиальную электросхему. Сразу оговорюсь: не совсем настоящую, а выдуманную, учебную. В Интернете подходящих не нашлось. Назовем ее так:

Электропривод ворот. Принципиальная электросхема.

ot.dver
Разложим схему на части. Чертеж (черным цветом) состоит из четырех параллельных цепочек, выполняющих определенные им функции. Силовые линии (разноцветные) отбросим, там все понятно. Разве что с реверсом будут вопросы, об этом прочитайте в подключении реверсивного магнитного пускателя.
Принципиальная электросхема пестрит цифрами, выделенными жирным шрифтом. Это обозначение монтажных проводов, соединяющих аппараты согласно схеме. Поскольку таких проводочков будет достаточно много, они связываются в пучки, чтобы избавиться от безобразной паутины соединений. Во время ремонта трудно без маркировки определить какую-то цепочку в электроустановке, руководствуясь принципиальной электросхемой. Поэтому все проволочные концы и клеммы, к которым они подключаются, маркируются цифрами, буквами — как угодно.
Вернемся к нашим разложенным частям. В них нагрузка представлена катушками пускателей КМ1, КМ2, реле времени РВ и сигнальным устройством ЗВ. Даже не зная, какая установка управляется данной принципиальной электросхемой, можно понять суть работы оборудования. Попробуйте представить нагрузку в виде резисторов, а элементы коммутации — в роли выключателей. Получатся 4 варианта, исследовавшиеся с батарейкой на уроке физики. Более того, на лицо пример закона Ома для участка цепи.
Из данного представления делаем вывод: ток потечет по всем четырем направлениям от фазы С1 к нулю N. Но пока ничего никуда не течет, потому что все направления разомкнуты всевозможными контактными аксессуарами. Нужна команда на запуск. А для пуска только две возможности — с пульта (SB2 и SB3).
Что произойдет, если нажмем на самую верхнюю? Ток направится от С1 по маршруту FU-SB1-SB2-KM2.2-KM1-SQ1-KK к N, больше деваться ему некуда. Катушка КМ1, намагничиваясь, включит одноименный пускатель, двигатель заработает. Но ведь на пускателе еще куча размыкающихся и замыкающихся контактов! КМ1.1 заблокирует пусковую кнопку SB2, чтобы при ее отпускании двигатель не отключился. КМ1.2 запретит включение катушки КМ2 (случайно нажали и на SB3), исключая короткое замыкание в силовой линии. КМ1.3 приведет в действие обмотку реле времени РВ и звонок ЗВ. Электричество пошло уже по трем веткам.
Что происходит? Звучит сигнал, предупреждающий о возможной опасности. Непродолжительное звучание отменит контакт с задержкой на отключение РВ. Четвертая ветвь отключилась. Ворота открываются и наезжают на рычаг концевика SQ1, первая также разомкнется, обесточив все, что оставалось включенным.
Тот же алгоритм действий произойдет при нажатии на SB3, только будет закрывание. Для экстренной остановки предусмотрена стоповая кнопочка SB1.
А вот как выглядит блочная разновидность электросхемы. Ее называют

электрическая схема соединений.

Можно назвать и монтажной электросхемой. Она дает наглядное представление о подключаемом оборудовании, ей же руководствуются при проведении электромонтажа.
Электроустановка состоит из блоков, распределенных в пространстве.
blok
У нас — щит управления (ЩУ), кнопочный пульт, звонок и два концевика. Ядро конструкции — щит управления. На его клеммной колодке Х1 сходятся дороги от всех приборов и аппаратов. Сам щиток монтируется заранее или приобретается в готовом к установке виде.
Обычно монтаж делают контрольным кабелем, жилы его маркируются (выше писал об этом), и сам он нумеруется, указывается его марка и сечение. При монтаже в больших масштабах кабели связываются в жгуты. У меня электромонтаж будто бы проведен проводом, проложенным в гофре. Пучки проводов обозначены G1-4, к клеммнику Х1 они подходят единым жгутом. Так как он в одиночестве, называть как-то его нет необходимости. Все жилы обозначены в соответствии с принципиальной электросхемой.
Чтобы определить, куда какой проводок направляется, достаточно посмотреть на маркировку. Например, двенадцатый проводок с конечника куда направить? Направляйте сразу на ЩУ, а хотите — шлейфом через второй конечник, сигнал и потом уже на Х1. Все варианты имеют право быть, лишь бы связь не потерялась и материала меньше затратить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam protection by WP Captcha-Free