Неисправности асинхронных электродвигателей

Устранение неисправности асинхронных электродвигателей — работа трудоемкая, но когда хорошо представляешь дальнейшие действия, проблем нет. А вот найти причину неисправности несколько сложнее. Асинхронный электродвигатель, как малый ребенок, начинает капризничать, тем самым показывая, что его состояние не в порядке. И попробуй догадаться, где болит?
Поломки случаются, в основном, стандартные, субъективные: некачественный техосмотр и проведение планово-предупредительного ремонта, отсутствие или неправильная настройка элементов электрозащиты. К объективным отнесем влияние окружающей среды: повышенная влажность, химически активные помещения. Но это все слова, а электродвигатель-то сломался! Попробуем его послушать и сделать предварительное заключение.
Трехфазный асинхронный электродвигатель (неважно, с короткозамкнутым или фазным ротором) дергается, но его держит неведомая мощная сила, как будто в лом упирается. Заклинило! А где? Отсоединяем муфту редуктора, чтобы определить, в каком узле неисправность. Пытаемся вручную провернуть вал того и другого механизма. Какой не проворачивается, в том и причина.
Если электродвигатель с трудом, но проворачивается, проверяем подшипники в боковых крышках. Возможно, они развалились настолько, что ротор при запуске прилипает к статору, не исключен и чрезмерный износ посадочного места. Это можно определить покачиванием вала: при износе он будет заметно болтаться.
Иногда движок даже не дергается, а просто натужно гудит. В таком случае или действительно заклинило, или обрыв в обмотках, их несложно прозвонить омметром.
Следующий вариант — все крутится, но с каким-то неестественным звуком. Судя по всему, шарикоподшипники просят замены или крепление крыльчатки ослабло.
Неестественность шума очень часто выражается тяжелым гудом, при этом сильно нагревается корпус. Если механическая часть асинхронного электродвигателя проверена, вращение легкое, подозрение на межвитковое замыкание.

Пробой между полюсными обмотками маловероятный, но для успокоения души проверим. Уберем перемычки в клеммной коробке и замерим мегаомметром сопротивление между фазами и корпусом. 500 кОм и более — хорошо, можно даже и при 100 кОм включать. Но нормативные требования надо соблюдать, вдруг отсырел. Здесь без просушки не обойтись.
Как просушить в экстренных случаях? Извлекается ротор, вместо него устанавливается мощная лампа накаливания. В процессе просушки время от времени фиксируются показания мегаомметра.

Душу успокоили, прозондируем пробой в витках полюсов. Омметром эту неисправность не обнаружить: сопротивление очень маленькое. Как быть? Известно, что при холостом ходе асинхронный трехфазный электродвигатель потребляет ток, равный процентам от номинального. Вот его и замерим. Если значительное превышение, наше предположение подтверждается — электродвигатель везем на перемотку.

Отдельно отметим неисправности асинхронного электродвигателя с фазным ротором. Особое внимание уделяется токосъемным кольцам. Щетки к ним бывают угольно-графитовые и медно-графитовые. Первые меньше стирают медную поверхность пластин, но быстро сами изнашиваются, при этом образуется внутри движка большое количество токопроводящей пыли, от которой надо избавляться. Вторые хороши тем, что шлифуют контактную поверхность, уменьшая искрение, но снижается срок службы самих колец. Кроме того, ширина щетки должна совпадать с шириной пластины, на которой иначе будет образовываться нежелательная борозда. Потребуется проточка на токарном станке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam protection by WP Captcha-Free