регулировка теплового реле

Электродвигатель — штука капризная: подключи правильно, да еще и защиту обеспечь. И не какую-нибудь, а настроенную по его запросам. Токовая защита обеспечивается тепловым реле и реле максимального тока. Есть еще линейный автомат, но, прочитав эту статью, его сами настроите, если в нем предусмотрена регулировка.
Регулировка уставки теплового реле производится на стенде. Можно ли где-то приобрести такой стенд? Не знаю, да и не вижу в этом необходимости. Сделаем свой.
Для этого нужен лабораторный автотрансформатор (ЛАТР), силовой понижающий трансформатор и амперметр переменного тока (ампер на 10) с трансформатором тока (ТТ) 100/5А. Если хотите делать регулировку теплового реле для двигателей более 7,5кВт, ТТ берите 150/5А или 200/5А. Для двигателей до 3кВт достаточно 50/5А.
Чем выше класс точности измерительной пары, тем точнее регулировка теплового реле. Точность регулировки зависит и от диапазона измерения тока, поэтому предложил разные варианты ТТ.

    Как работает стенд регулировки уставки теплового реле?

латр
Настроим защиту электродвигателя мощностью 4,5кВт. Номинальный ток двигателя — 9,5А. Берем двухфазное тепловое реле ТРН-10 с током 10А. Диапазон регулировки его от -25% до +25%.

  • Подключить нагревательный элемент к проводам 13 и 14, нормально замкнутый контакт — к проводам 7 и 15.
  • ЛАТР установить в нулевое положение и подать напряжение автоматом FA.
  • Включить кнопкой SB2 пускатель КМ2, ЛАТРом установить ток 14,25А и включить секундомер.
  • Схема должна отключиться не позднее, чем через 150 секунд. Время срабатывания устанавливается регулятором, находящимся сверху теплового реле.

Защита должна сработать при токе, превышающем номинальный в 1,5 раза, не позднее, чем через 150 секунд, при превышении в 5-7 раз — не позднее, чем через 9-11 секунд. Операцию настройки желательно проводить для обоих случаев.

Как собрать стенд регулировки теплового реле?

Автотрансформатор лучше приобрести готовый, а в моей статье можете прочитать, как рассчитать обмотку трансформатора ТР. Вторичное напряжение ТР большое не требуется, достаточно вольт 5-8. Я использовал в качестве исходного материала сварочный трансформатор. Можно и рабочий задействовать, только не очень удобно. Если обслуживаете двигатели до 3кВт, хватит любого трансформатора мощностью 200-250Вт. Пускатель КМ1 подключен для настройки защиты двигателей до 1кВт (диапазон 10А). Если не используете такие, цепи пускателя КМ1 можно убрать из схемы.
Несколько практических советов.

  • Повторные настройки защиты рекомендую проводить по мере остывания нагревательных элементов.
  • Для наиболее объективной регулировки теплового реле желательно все его нагревательные элементы соединить последовательно в одну цепь, но только не параллельно.
  • Чтобы не мучиться с расчетами обмоток трансформатора ТР, намотайте на сварочник несколько витков изолированного медного провода сечением 16мм2 — хватит на все случаи.
  • Автоматы, пригодные для настройки, подключать так: 13 и 14 провода — к одной, лучше к двум фазам, соединенным последовательно, 7 и 15 провода — к третьей фазе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam protection by WP Captcha-Free